Рассмотрено
Утверждено
на педагогическом совете
Утверждаю:
Директор школы
________Зуева Т.Н.
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочих программах учебных предметов
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об
образовании» ст. 32 п.2 п.п.7, Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок
разработки, утверждения и реализации рабочих программ учебных (предметов)
курсов, (далее рабочая программа),
учебного плана, внеурочной деятельности, воспитательной деятельности основной
образовательной программы и дополнительной образовательной программы в образовательных
учреждениях.
1.2. Рабочая программа,
утвержденная приказом руководителя образовательного учреждения - это локальный
нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного
предмета (курса), дисциплин (модулей),
требования к результатам освоения основной образовательной программы (дополнительной
образовательной программы) обучающимися
(выпускниками), конкретизирующий соответствующий ступени обучения федеральный
государственный образовательный стандарт, отражающий специфику обучения в
условиях конкретного образовательного учреждения.
1.3. Цель разработки и реализации рабочей
программы — создание условий для планирования, организации и управления
образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной
области), внеурочной деятельности, воспитательной деятельности.
Задачи рабочей программы:
-
дать представление о практической реализации федерального
государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета;
-
конкретно определить содержание, объем,
порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и
особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и
контингента обучающихся.
1.4. Функции рабочей программы:
-
нормативная, то есть является документом,
обязательным для выполнения в полном объеме;
-
целеполагания, то есть определяет ценности и
цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную
область;
-
определения содержания образования, то есть
фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также
степень их трудности;
-
процессуальная, то есть определяет логическую
последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и
методы, средства и условия обучения;
-
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения
элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности
учащихся.
1.5. Нормативно-правовой основой рабочих программ
являются:
-
Закон
РФ «Об образовании»: статья 7 «Федеральные государственные образовательные
стандарты» (п.3.2; п.4.1; п.4.2; п.4.3); статья 9 «Образовательные программы»
(п. 1.1; п.2; п.3; п.6; п.6.2; п.7; п.8); статья 17 «Реализация
общеобразовательных программ» (п.3; п.4; п.5); статья 32 «Компетенция и ответственность
образовательного учреждения» (п. 2.5; п. 2.6; п.2.7; п. 2.16; п. 2.23;п. 2.24);
-
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
(утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009г. №373);
-
Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
(утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010г. № 1897);
-
Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
(утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012г. № 413);
-
Региональный
стандарт требований к программному обеспечению образовательного процесса в
общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утверждён приказом ГлавУО и ПО от 16.06.2000г № 665);
-
Положение
об авторских педагогических разработках (утверждено приказом ГлавУО и ПО от
25.06.2004г. №1163).
-
Письмо
Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 75-37-0541/11
от 15.04.2011 «О рабочих программах».
1.6. Основные понятия:
Учебная деятельность – вид практической образовательной педагогической деятельности, целью
которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта
старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности
знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена
только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности
ученика.
Внеурочная деятельность (в рамках реализации ФГОС) – образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы ОУ.
2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
2.1. Рабочая программа
составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования (до 1 сентября) по определенному учебному предмету или курсу на учебный год или
ступень обучения на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ или авторских учебных
программ с учетом образовательных потребностей и
запросов учащихся в соответствии
с нормативным документом образовательного учреждения, регламентирующим
разработку, утверждение и реализацию рабочих программ.
Рабочая программа может отличаться от
вышеназванных программ не более чем на 10-20%.
2.2. Проектирование содержания образования на
уровне отдельного учебного предмета, осуществляется индивидуально каждым
педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским
видением дисциплины.
2.3. Основными принципами разработки рабочих
программ являются:
¾
непрерывное общее развитие каждого ребенка в условиях обучения,
идущего впереди развития;
¾
целостности образа мира;
¾
преемственность содержания обучения учащихся по годам и ступеням
обучения в школе;
¾
оптимальное распределение учебного материала по годам обучения,
обеспечивающее достижение требований федеральных государственных
образовательных стандартов на каждой ступени образования;
¾
практической направленности;
¾
учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
¾
прочности и наглядности;
¾
охрана и укрепления психического и физического здоровья ребенка,
ориентация на формирование здорового образа жизни.
2.4. Рабочие программы учебных предметов
федерального и регионального компонентов учебного плана ОУ, разрабатываются на
основе примерных программ (изданных не ранее 2008 года для программ основного
общего и среднего (полного) общего образования, не ранее 2011 года для программ
начального общего образования), рекомендованных (допущенных) Министерством
образования и науки РФ, соответствующих выбранной системе или завершенной
предметной линии учебников на основании федерального перечня учебников,
рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе (Закон
РФ «Об образовании», ст.32, п.23).
Выбор системы или завершенной предметной
линии учебников осуществляется по решению педагогического совета
образовательного учреждения, составляется список.
Директор распорядительным актом (приказом)
этот список утверждает. Со списком должны быть ознакомлены родители. Выбор
учебника из списка, утвержденного приказом руководителя, является компетенцией
учителя.
Завершенные предметные линии, выбранные
ОУ, должны обеспечивать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и
расширения зоны ближайшего развития».
2.5.
Рабочие программы учебных
курсов, дисциплин компонента образовательного учреждения учебного
плана, внеурочной и воспитательной деятельности ОУ, дополнительного образования
разрабатываются на основе:
- примерных программ (изданных не ранее 2004 года для программ основного
общего и среднего (полного) общего образования, не ранее 2011 года для программ
начального общего образования), имеющими гриф
«Рекомендовано (Допущено)» Министерством
образования и науки РФ;
- примерных программ, подготовленных в
рамках проектов «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных
стандартов общего образования второго поколения» и «Стандарты второго
поколения», реализуемых Российской академией образования по заказу Министерства
образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по
образованию (руководители проекта: президент РАО Н.Д. Никандров,
академик-секретарь Отделения общего образования РАО М.В. Рыжаков, академик РАО А.Г.
Асмолов, член-корр. РАО А.М Кондаков);
- программ, выпущенными издательствами, перечисленными
в перечне организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях (в соответствии с приказами Министерства
образования и науки РФ от 14.12.09 № 729;
от 13.01.2011г. № 2; от 16.01.2012г. № 16);
- авторских программ: адаптационного типа
(программа связана с приспособлением к конкретным условиям), комбинаторного
типа (программа имеет новую конструкцию), радикального типа (программа содержит
принципиальную новизну) разработанными педагогами образовательных учреждений Иркутской
области в соответствии с требованиями положения «Об авторских педагогических
разработках», утверждённое приказом Глав УО и ПО Иркутской области от
25.06.2004г № 1163.
3. СТРУКТУРА
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1.
Структура программы является формой
представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю
логику организации учебно-методического материала, и включает в себя, в
соответствии с требованиями ФГОС, следующие элементы:
1.
Титульный
лист;
2.
Пояснительная
записка;
3.
Учебно-тематический
план;
4.
Ожидаемые
(планируемые) результаты изучения (курса) по программе;
5.
Формы
контроля уровня достижений обучающихся и
критерии оценки;
6.
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса;
7.
Календарно-тематическое
планирование (приложение № 3);
8.
Приложения.
3.1.1. Титульный лист должен содержать следующие сведения (Приложение 1.):
¾
Полное
наименование вышестоящего органа управления образованием.
¾
Полное
наименование образовательного учреждения, в котором разработана программа.
¾
Грифы
«Рассмотрено», «Согласовано», (дата, номер протокола, Ф.И.О. ответственного
работника).
¾
Гриф
«Утверждаю» (дата, должность, Ф.И.О., директора ОУ).
¾
Название
программы или учебного предмета (дисциплины) в соответствии с учебным планом .
¾
Указание
области знаний.
¾
Указание
класса,
¾
Данные
о составителе (Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы).
¾
Название
населенного пункта, в котором разработана программа.
¾
Год
написания программы.
3.1.2. В пояснительной записке (см. Пояснительную записку базовой
программы) конкретизируются:
1.
Нормативно-правовая
основа разработки программы: на основе,
какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа. Все выходные данные этой программы. Возраст или
класс обучающихся на который рассчитана программа. Тип и вид образовательного
учреждения, на который рассчитана программа. Указание соответствия ФГОС, ООП
ОУ.
Рекомендуется
следующая форма:
Данная рабочая программа учебного предмета «_____» (
факультативного курса,) «_______» для учащихся ___ класса общеобразовательного
учреждения разработана на основе примерной (авторской) программы «__» (авторы, издательство, год издания),
рекомендованной (допущенной) Министерством образования и науки РФ, в
соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и основной
образовательной программой ОУ.
2.
Распределение часов
в течении года ( в виде таблицы).
Период обучение
|
Количество часов
|
Итого за год
|
|
3.
Использование УМК ( в
виде таблицы).
|
Использование УМК
|
Система
|
«Школа России»
|
Программа
|
|
Учебник
|
|
Дидактические
средства для обучающихся
|
|
Методическая
литература
|
|
Материалы для
проведения проверочных работ
|
|
Интернет-ресурсы
|
|
4.
Общая характеристика учебного предмета
Цели, задачи
программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования
ФГОС, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.
Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие
компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных
отношений и творческий опыт. Задачи предмета группируются как
мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие,
и практические. При формулировании целей и задач учитываются требования к
уровню образованности и компетентности учащихся, предъявляемые после завершения
изучения предмета (курса). Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно и
были диагностируемыми. Краткое пояснение
логики структуры программы, связи данного предмета с остальными предметами
учебного плана;
Особенности
организации учебного процесса по курсу. Соответствие рабочей программы
возрастным особенностям детей. Методы, формы обучения.
5.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета (п.4 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России и ООП ОУ)
6.
Описание места и роли учебного предмета в учебном
плане ОУ, в обучении обучающихся. Сроки
реализации программы и количество часов,
на которое рассчитана программа, режим
занятий.
7.
Перечень учебного
оборудования и наглядных пособий.
В пояснительной записке может быть
изменения по структуре на 20 % на усмотрения учителем-предметником.
3.1.3. Учебно-тематический план представляется в виде таблицы (Приложение 2.)
1. Перечень тем или разделов,
последовательность их изучения;
2. Количество часов на изучение каждой темы;
3. Формы контроля, включая занятие, которое
позволит провести рейтинг обучающихся по итогам программы;
4. Виды деятельности и формы.
|